Их можно встретить в яслях, школе, на игровой площадке. Дети как дети, только чуть более непоседливы, чем многие их сверстники. Они могут встать и прогуляться по классу прямо во время урока или разрыдаться из-за неудачи. Такие ученики часто меняют школы; педагоги, когда их нет в классе, облегченно вздыхают, а родители, когда им говорят, что они плохие воспитатели, стыдливо отводят глаза в сторону.
— Если в школе повреждена ступенька, гиперактивный ребенок обязательно с нее свалится и сломает себе все, что можно, — рассказывает психиатр Игорь Марценковский. — Если в классе все дети втихаря считают учительницу глупой или злой, как вы думаете, кто об этом ей расскажет?
От непосед сплошные проблемы!
Гиперкинетический синдром или гиперактивность — психическое расстройство у детей, признанное в 2004 году проблемой номер один в мире. К сожалению, в 80% случаев оно имеет генетическую предрасположенность, а в 20% — возникает вследствие травмы мозга. Причиной может быть и сложная беременность у матери. По словам национального координатора программы «Психическое здоровье ВОЗ» Игоря Марценковского, согласно экспертным оценкам, в Украине от 50 до 150 тысяч таких детей. Мы их видим каждый день.
— Это особенные психические расстройства, в основе которых лежат нарушения развития и созревания мозга, вследствие чего у ребенка в некоторой степени задерживается формирование эмоционально-волевых процессов, — объясняет Игорь Анатольевич. — Такие мальчики и девочки быстро устают, легко отвлекаются на уроках. Они отличаются от сверстников сверхподвижностью и импульсивностью. На самом деле, это приятные дети, но они часто становятся объектом агрессии со стороны учителей и соучеников.
70–80% ребят с этим синдромом, став взрослыми, сталкиваются в жизни с трудностями. Им сложно сконцентрировать внимание и сдержать эмоции. Они хуже адаптируются социально, у них более низкий уровень образования, чем у их ровесников, и большая тяга к преступлениям. Часто они становятся зависимыми от психоактивных веществ. К слову, такие взрослые в четыре раза чаще попадают в аварии.
Координатор детей с расстройствами психики Печерской интернациональной школы (г. Киев) Кристина Тейлор уверена, что важно как можно раньше диагностировать и начать лечение заболевания.
— Мы не можем требовать от ребенка, чтобы он сам поставил себе диагноз, — говорит К. Тейлор. — Это наша проблема, потому что дети в каждой стране — ее будущее, которое нельзя игнорировать.
Они хотят стать гонщиками
По словам руководителя Львовского учебно-реабилитационного центра «Джерело» Олега Романчука, гиперактивные дети, как и все ребята на свете, любят дружить, шалить, общаться со сверстниками, обожают свою семью. Многие «моторчики» мечтают о том, чтобы в мире не было войны, чтобы родители не ссорились, а в школе все были счастливы. Ну и, конечно, часто такие детки хотят стать гонщиками.
Однако Олег Романчук рассказал и об одном куда более странном желании. Десятилетний мальчик, который поменял уже пять школ, потому что не мог усидеть на месте и мешал учителям проводить уроки, хотел стать… сосулькой. Кусочком льда, чтобы растаять и никому не мешать и никого не нервировать.
По словам Игоря Марценковского, украинская школа не готова принимать подобных детей — педагоги и сверстники зачастую относятся к ним нетерпимо.
— Каждый месяц мне приходится видеть десяток учеников 1–2-х классов, которых школа вышвыривает на индивидуальное обучение только лишь потому, что они очень подвижны, — рассказывает Игорь Анатольевич. — Однако эти ребята не уступают в интеллектуальных способностях своим сверстникам.
Олег Романчук считает, что известный персонаж украинского мультфильма Петрик Пяточкин — воплощение гиперактивности. Но если в мультике Петрику удается быстро исправиться, то в жизни все не так просто. Ведь не всегда педагоги и родители знают, как можно повлиять на подобного ребенка. Конечно, можно назначить препараты, сдерживающие чрезмерную подвижность, но это иногда не помогает. Да и за рубежом психостимуляторы предпочитают давать только в крайних случаях, на первое место выдвигая работу с такими людьми в семье и в обществе.
По мнению главного психиатра Киева Вячеслава Мишиева, проблема гиперактивности возникла не сегодня. Она была всегда. Детская психиатрия основана на поведенческих нарушениях. По словам Вячеслава Даниловича, в ближайшее время должна быть разработана совместная программа, и в дальнейшем психиатры, педиатры и педагоги смогут выявлять подобные расстройства на раннем этапе и вовремя лечить их. А пока родителям, которые видят, что их ребенок сильно отличается от других мальчиков и девочек, нужно обращаться к специалистам.
Скорость большая — тормоза слабые
Центр «Джерело» был создан в 1993 году родителями детей с особыми потребностями.
— Последние три года мы вплотную занялись гиперактивными детьми, увидев, что они не получают надлежащей помощи, — рассказал Олег. — Для них мы разработали и внедрили поликлиническую программу. За три года у нас побывали около 300 детей. Для них проходят тренинг-группы социальных навыков. Малыши учатся, как разрешать конфликты, реагировать, если в тебя бросаются бумажками на уроках или обзывают.
Обычно гиперактивность окончательно диагностируют в 6–7 лет. А хотелось бы — гораздо раньше. Врачи предупреждают, что, если не оказать надлежащую помощь такому ребенку, то каждый год оборачивается снижением самооценки, развитием депрессии, возникновением большего количества поведенческих проблем.
По словам Олега Романчука, научные исследования и практика показали, что наибольший эффект достигается даже не тем, что дети занимаются в специальном центре, а правильным поведением родителей.
— Часто у мам и пап бытует иллюзия: мы вам привели свое чадо, вы с ним позанимаетесь, и он выйдет уже другим, — поделился Олег Романчук. — Гиперактивность — это тип темперамента, который никогда не изменится. Такой ребенок — как водитель, мчащийся на большой скорости при слабых тормозах. А родители — как инструкторы по вождению, с нашей помощью обучают детей жизни по правилам: думать, прежде чем действовать, стараться избегать аварий, налаживать взаимоотношения со сверстниками, делать домашние задания, правильно вести себя в школе. Вместе с нами они стараются направить энергию ребенка в нужное русло. Гиперактивным детям желательно сидеть на первой парте, их нужно почаще хвалить.
Как распознать «моторчик»
Психиатр Олег Романчук выделяет три основных показателя гиперактивности. Во-первых, ребенок не может долго усидеть на месте: он постоянно находится в движении. Вторая отличительная черта — сложности в концентрации внимания, особенно на неинтересных для него вещах.
— Когда они чем-то увлечены, такой проблемы нет, — рассказывает Олег Романчук. — Но если им неинтересно, они будут постоянно отвлекаться. Поэтому достаточно типична жалоба родителей дошколят на то, что сын или дочь не хочет читать. В школе такой ребенок не может сидеть за партой: он смотрит в окно, залазит под стол. В-третьих, — это импульсивность. Ребенок часто совершает поступки, не подумав. Может выслушать вас, и тут же обо всем забыть. Или перебить вас, если хочет что-то сказать. Когда учитель задает вопрос, он, еще не успев поднять руку, уже выкрикивает ответ. Гиперактивный ребенок не умеет ждать.
— Он как бы не успевает себя остановить, — говорит психиатр. — Часто эти дети очень эмоциональны и имеют проблемы с памятью. В подростковом возрасте, как правило, они неорганизованны: не могут спланировать день, опять-таки забывают многие вещи. Став взрослыми, часто не могут правильно распределить финансы.
источник информации:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]